Бизнес процессы: для чего они нужны и что с ними делать

# Советы клиентам, О процессах
Август 2017 г
SimbirSoftMobile

Когда конкуренция на рынке сильна, каждая компания стремится показать, чем она лучше конкурентов. Мобильная сфера не исключение.

    Мы долго думали, что отличает нас от других. В итоге остановились на четырех пунктах:
  1. На 30% эффективнее за счет собственных программных платформ;
  2. Реализуем проекты только своей командой;
  3. Технологическая экспертиза для создания приложений любой сложности;
  4. Выстраиваем бизнес процессы там, где их нет; подстраиваемся там, где они есть.

С первыми тремя преимуществами понятно:
Мы разработали платформы и фреймворки для создания безопасных и надежных приложений. Они позволяют сделать стандартный функционал типа каталога, личного кабинета, поиска на карте, оплаты и т.д. за дни, а не недели. Получается быстрее и выгоднее, чем написать с нуля.
У нас достаточно своих рук, чтобы разрабатывать до 12 приложений одновременно и не кормить субподрядчиков.
В команду мы берем специалистов с разным опытом. Помимо мобильной разработки 80% из них может разработать и игру на Unity, и серверную часть разработать, и базы данных мониторить.

Оставшееся преимущество касается удобства взаимодействия в процессе разработки продукта.

Что есть бизнес процессы в разработке

По сути процессы — это то, как устроена работа в ИТ отделе: график работы, график звонков с заказчиками, используемые инструменты и какой специалист за что отвечает. Например, звонки у вас в компании делаются через Skype, а специалисты общаются через Slack или Telegram. Или: выделенный менеджер отвечает на текущие вопросы до 20.00, ведущий разработчик распределяет задачи и ответственен за ежедневный звонок с командой. Не важно, как этот процесс называется в вашей компании. Важно, что он привычен и удобен для вас.

Как работаем с ИТ компаниями

В ИТ компаниях отлаженные процессы в плане разработки и тестирования. Здесь есть свои разработчики, технический директор или руководитель разработки, которые точно знают чего хотят. Наша задача — подстроиться и работать так, как привыкли в компании.

Если привыкли выпускать новые версии каждую неделю — подстроимся под скорость работы. Например, один из наших партнеров работает только по методологии Kanban, и новые версии приложения у них выходит еженедельно.

SimbirSoftMobile

Поэтому мы подключаем тестировщиков одновременно с разработкой, чтобы проверить версию во время и не задержать новый релиз. Чтобы выпустить версию во время, выделяем 3 дня на разработку, 2 на тестирование. Новую версию начинаем по пятницам, собираем и выпускаем каждый четверг.

По нашему опыту лучше выпускать новые версии раз в 2 недели — так успеваем разработать больше функций и все проверить: 7 дней на разработку, 2-3 на проверку, отладку и сборку.

Как улучшаем существующие процессы

Как быть, если процессы есть, но можно их улучшить? Мы набили много шишек за 8 лет работы, и многие клиенты обращаются к нам за советом. Мы помогаем, даже если консультация не связана напрямую с текущим проектом. Если тестирование занимает больше 30% от разработки, предлагаем автоматизировать часть тестовых сценариев. Так меньше времени тратится на тестирование, и новые версии приложения выходят быстрее.
Формируем предложения по улучшению и обсуждаем. Это наши рекомендации, но выбор всегда за клиентом. Поэтому какие-то приложения все еще делаем на Objective-C, а в конце 2016 разработали веб сервис на С++. Потому что так удобнее нашим клиентам.

Как работаем с не ИТ компаниями

    Бывает, что процессов в сфере ИТ у клиента нет совсем. Компания редко работает с ИТ, а приложение нужно. Здесь наша задача — помочь сотрудникам клиента разобраться в инструментах и методах работы и адаптироваться:

  • Составляем техническое описание экранов будущего приложения;

  • Формируем команду и знакомимся на общем митинге;

  • Договариваемся о регулярных созвонах. Такие звонки помогают объяснить все тонкости разработки простым языком. Регулярность звонков важна, чтобы во время выпустить приложение. Чтобы разработчик не сидел без дела, нужны доступы: к API, платежным системам, хостингам; адреса групп соц сетей, если делаем функцию «поделиться», макеты дизайна;

  • По завершению каждого этапа проводим демонстрации нового функционала. Обычно 1 этап разрабатывается в течение 1 месяца. Для простоты и наглядности организуем видеоконференции. Если у клиента нет возможности присутствовать на демонстрациях, тогда записываем и высылаем видео промежуточных итогов. Так результаты работ можно будет посмотреть в удобное время и отправить обратную связь;

  • По окончании этапа или MVP высылаем тестовую сборку. Мы рекомендуем программы типа testfairy и учим с ними работать. Вы будете знать, как собрать готовое приложение, даже если никогда этого не делали;

  • Готовим скриншоты и описания для публикации на Google Play и AppStore. Если материалы у вас уже готовы, возьмем их. Публикуем на выбор: с нашего аккаунта или вашего;

  • Высылаем исходный код, технические описания и тестовую документацию по завершению работ.

SimbirSoftMobile

Бизнес процесс нужен, чтобы автоматизировать работу в какой-то области. Если процессы разработки налажены, работа над приложением идет как по конвейеру: от аналитика к дизайнеру, от дизайнера к разработчику, от разработчика к тестировщику, затем внедрение и отладка и поддержка. Мы не тратим лишнее время на объяснения, потому что каждый участник процесса знает, что нужно делать и чего от него ждут. Тогда и результат гарантирован в ожидаемые сроки.